С чего складывается стоимость проезда по платной дороге в России

О платных дорогах речь идет уже не один год. Более того, платные участки дорог функционируют и сейчас. Причем, поездки по трассам, объявленным платными, но никак не напоминающим западные автобаны, оказываются совсем недешевыми.

Так, на территории Псковской области действует четыре платных участка автомобильных дорог общей протяженностью 226 км. И ни на одном из них нет обещанного в свое время тарифа – полтора рубля за километр. Судите сами: проехать по дороге общего пользования регионального значения от границы с Эстонской Республикой через Печоры в Старый стоит 150 рублей (протяженность дороги на этом участке 23,2 км.). Это несмотря на то, что такая дорога должна быть бесплатной. Стоимость проезда по участку автомобильной дороги Опочка – Дубровка, до границы с Республикой Беларусь (протяженностью 82,1 км.) составляет 220 руб. По участку дороги Ольша – Велиж – Усвяты – Невель (протяженность 58,7 км.) – 200 руб. За проезд по дороге Остров – Вышгородок, до границы с Латвийской Республикой (протяженностью 62,3 км.) придется заплатить 300 руб.

И, как это принято у нас, платной оказалась не специально построенная трасса высокого класса, а единственная более-менее приличная дорога в округе.

И вот правительство решило навести порядок в этом непростом вопросе. При это оно озаботилось интересами инвесторов, которые вкладывают средства в строительство дорог и надеются получить отдачу как можно быстрее. Чтобы помочь им, комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект о дифференциации размеров платы за проезд по платным автодорогам.

В основу определения размера платы положен принцип возвратности инвестиций. Это значит, что, если проезд по дорогам в Псковской области, как мы видели, стоит от двух с небольшим до шести с лишним рублей за километр, а по платному участку трассы Москва–Санкт-Петербург – около 7 рублей, то надо дать возможность удерживать эту цену на всем протяжении всех дорог. А сегодня с этим проблема – проезд по платной трассе по "местам исторического расселения", согласно действующему законодательству, не может превышать 1,5 руб. за километр. Это несправедливо по отношению к инвесторам, решили в правительстве.

Проблему решено устранить путем снятия существующих ограничений. Или, как сказано в самом документе, "во время проработки соответствующего проекта постановления правительства РФ была выявлена необходимость дифференциации методик расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, розданным на основании концессионных соглашений, и по остальным платным автомобильным дорогам". Необходимость такой дифференциации, по мнению авторов документа, обусловлена тем, что "в основу заключения концессионного соглашения в части установления размера платы положен принцип проектного финансирования". А в соответствии с этим принципом расчет размера платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на их создание и расходов на их эксплуатацию. Таким образом, в основу определения размера платы положен принцип возвратности инвестиций.

Переведем чиновничьи мысли на общеупотребительный язык. Согласно объявленному принципу, чем больше денег вложено в дорогу, тем больше должна быть плата за проезд по ней. Учитывая обычную стоимость строительства дорог в России, потрясающую весь цивилизованный мир, за проезд по ним смело можно ставить тариф вплоть до ста рублей за километр. Ведь никто никогда не спрашивает, какая часть затраченных средств ушла на взятки и откаты, какая стала платой за бесхозяйственность и банальное воровство – все входит в проектную стоимость.

И тут-то оказывается, что в федеральном законе от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, с точки зрения чиновников и инвесторов, есть некоторые недочеты. С одной стороны, закон устанавливает милую их сердцу норму: "Платными автомобильными дорогами с учетом требования об альтернативном проезде могут быть автомобильные дороги:

построенные для эксплуатации на платной основе;

переведенные в режим платного пользования после проведения реконструкции;

переведенные в режим платного пользования после проведения капитального ремонта".

Проще говоря, платной дорогой можно объявить любую трассу, слегка ее подлатав и назвав это реконструкцией или капитальным ремонтом.

Но, с другой стороны, понимая, что в платный режим пользования могут быть переведены существующие автомобильные дороги, проходящие в местах "исторического расселения" (проще говоря, дороги, проходящие по территориям населенных пунктов), было принято решение: в целях снятия социальной напряженности в отношении таких дорог при установлении максимального размера платы использовать социальный подход. Размер платы за проезд легковых транспортных средств по таким дорогам не должен превышать 1,5 рубля.

Вот в эту сумму и уперлись сейчас правительственные чиновники. "Размер платы, рассчитанный с учетом социального подхода, – заявляют они, – в случае его применения для платных автомобильных дорог, созданных в соответствии с концессионным соглашением, не обеспечит тот уровень доходов, который позволит инвестору в полной мере возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию объекта".

Скажем прямо, если считать, что концессионные дороги действительно строятся за те суммы, которые указываются в документах, то 1,5 рубля за километр – это мало. Но все ведь знают, что эти суммы к реальной стоимости отношения не имеют. Да, можно согласиться с авторами правительственного документа: могут возникнуть трудности с привлечением частного капитала для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры. Но только, если речь идет о частном капитале, непосредственно связанном с чиновниками. Честные строители могут прийти и при меньшей норме прибыли, и при нормальной себестоимости строительства. Только кто же их пустит? Поэтому, ради самих чиновников и аффилированных с ними компаний в правительстве хотят изменить закон и снять ограничения по оплате проезда по платным дорогам.

А теперь, поскольку у нас так любят кивать на зарубежный опыт, два слова о том, сколько стоит проезд по платным дорогам в Европе. Целый ряд стран применяет для этого специальные виньетки. Самой совершенной системой оплаты дорог считается австрийская. Там продается право пользования платными автодорогами десятидневного срока действия. В 2013 году стоимость виньетки на право пользования автодорогами Австрии составляет 8,3 евро за десять дней. А купить ее можно на любой бензоколонке, расположенной на границе с Австрией. Чешская виньетка на десять дней в 2013 году стоит 310 чешских крон, что составляет примерно 13 евро, виньетка на месяц стоит 440 крон. В Словакии стоимость наклейки на проезд по платным дорогам на десять дней в 2013 году составляет 10 евро, на 30 дней – 14 евро.

У нас же, судя по аппетитам хозяев будущих дорог, счет пойдет на тысячи рублей.