Никель подешевел до минимума более чем за год. Но для «Норникеля» цена металла пока остается комфортной, говорят эксперты «Норникель»

Мировые цены на никель упали до минимума с середины июля 2022 г., опустившись ниже $20 000/т. Об этом свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). В ходе торгов 14 сентября цена трехмесячных фьючерсов на этот металл опускалась до $19 750/т. Затем она скорректировалась вверх и достигла $20 295/т.

Цена на металл устойчиво снижается с начала января текущего года, когда котировки достигали $31 200/т. С 3 января никель на бирже подешевел на 37%.

Цены на никель, как и на другие цветные металлы, на мировом рынке росли с марта 2020 г. После начала СВО на Украине этот тренд усилился из-за опасений перебоев в поставках из России. В начале марта 2022 г. цена на никель на LME обновила исторический максимум и достигла $48 078/т. В ходе торгов 8 марта прошлого года цена подскочила до $100 000/т, что привело к приостановке торгов и отмене сделок, заключенных в тот день. Торги возобновились лишь неделю спустя.

Но уже с середины марта 2022 г. началось снижение цен, вызванное, в частности, вспышкой коронавируса в Китае. В числе других факторов ценовой корректировки эксперты тогда называли падение производства в Европе из-за энергокризиса, рост ставки ФРС США и сохранение стабильных поставок из России. В середине июля прошлого года котировки опустились до $19 100/т, но к концу года вновь выросли до $30 000/т.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что основные причины падения цены на никель – это укрепление доллара к другим мировым валютам и опасения инвесторов, связанные с замедлением китайской экономики (КНР потребляет около 60% мирового предложения никеля). Укрепляющийся доллар давит на цену никеля и других промышленных металлов – меди, алюминия, палладия, платины, соглашается аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. С середины июля курс вырос с 0,89 до 0,93 евро/$.

Влияние на цену никеля в 2023 г., по его словам, более заметно, так как она в конце прошлого года росла. Позитивный тренд, сложившийся во втором полугодии прошлого года, Калачев объясняет нестабильностью биржевого рынка никеля и ожиданиями участников рынка, что ситуация в КНР стабилизируется (промышленный рост восстановится, а проблемы застройщиков будут решены). Но эти надежды не оправдались, констатирует эксперт. Калачев добавляет, что мировая экономика сейчас также демонстрирует признаки замедления. Это негативно влияет на спрос на металлы.

На фоне ограниченных темпов роста спроса на никель продолжает увеличиваться его предложение, в результате растет профицит металла на рынке, указывает Калачев. По данным International Nickel Study Group, в июне 2023 г. профицит никеля на мировом рынке составлял 27 400 т по сравнению с 16 200 т годом ранее. Российский «Норникель» в конце мая прогнозировал профицит никеля на глобальном рынке на 2023 г. на уровне 220 000 т при потреблении металла в объеме 3,22 млн т.

Калачев отмечает, что Индонезия (крупнейший производитель никеля) наращивает производство металла «двузначными темпами». Причем уже не только низкосортного ферроникеля, но и рафинированного никеля, подчеркивает он. Китай, имея доступ к сырьевым ресурсам Индонезии, также увеличивает выпуск рафинированного никеля и «батарейного» (для выпуска аккумуляторов) сульфата никеля, продолжает эксперт. С начала 2023 г. выпуск этих видов продукции в Китае вырос примерно на треть. Но давление на рынок, по мнению Красноженова, в первую очередь оказывает именно рост предложения низкосортного индонезийского никеля.

Калачев допускает дальнейшее снижение цены на металл, но, по его мнению, оно не будет существенным. Он прогнозирует, что цена закрепится в диапазоне $18 000–20 000/т вплоть до середины 2024 г., после чего начнет умеренно расти по мере оживления спроса. Красноженов более оптимистичен: он ожидает восстановления цены и ее стабилизации на уровне $21 000–22 000/т с дальнейшим потенциалом роста до $23 000–25 000/т в течение полугода-года. Свой прогноз Красноженов объясняет ожиданиями «менее агрессивной политики ФРС США и более сильными макроэкономическими показателями Китая». Спрос на никель будет увеличиваться за счет потребления в векторе аккумуляторных батарей и нержавеющей стали, добавляет эксперт. На нержавеющую сталь, по его оценкам, приходится около 65% потребления никеля в мире и еще 15% – на сектор электромобилей.

Консалтинговая компания Б1 (бывшая EY в России) в марте прогнозировала, что среднегодовая цена на никель в 2023 г. составит $22 660/т, в 2024 г. – $20 680/т, в 2025 г. – $19 290/т («Ведомости» писали об этом 31 марта).

По словам Калачева, текущий уровень цен комфортен как для производителей, так и для потребителей металла. Текущие цены, по оценкам Красноженова, близки к уровню себестоимости наименее эффективных производителей. В то же время российский «Норникель», по его мнению, является эффективным производителем и текущий уровень цен «приемлем для компании».

Он уже сейчас не самый комфортный для «Норникеля», считает ведущий аналитик ИК «Велес капитал» Василий Данилов. По расчетам инвесткомпании, в 2023 г. никель станет основным источником доходов «Норникеля» и обеспечит треть его выручки. В 2022 г. выручка компании по МСФО сократилась на 5% до $16,9 млрд, чистая прибыль снизилась на 16% до $5,9 млрд, EBITDA – на 17% до $8,7 млрд.

Данилов добавляет, что акции «Норникеля» в последние месяцы росли на ожиданиях рынка относительно возобновления дивидендных выплат. По данным на 18.50 мск 14 сентября, акции «Норникеля» на Московской бирже торговались по 16 350 руб. за штуку. С начала мая они подорожали на 15%.