Денежное довольствие» погран переходов удвоят
23 мая 2023 В России существует 380 пунктов пропуска, из которых работают 314
В 2023 году на модернизацию пунктов пропуска через госграницу России власти направят 25 млрд рублей, в 2024-2025 годах – по 35 млрд рублей ежегодно, сообщает «РБК» со ссылкой на министра транспорта РФ Виталия Савельева. Ранее на содержание погранпереходов вместе со стройкой и капитальным ремонтом выделялось 9-10 млрд рублей в год.
– В 2021 году мы обосновали в Правительстве расчетами, что если мы хотим ускоренно провести модернизацию приоритетных 84 пунктов пропуска и обеспечить надлежащее функционирование 314 работающих пунктов, требуются другие деньги, – заявил Савельев
По данным Минтранса, вся программа модернизации пунктов пропуска рассчитана до конца 2030 года. Средства на ее реализацию будут получать по госпрограмме «Развитие транспортной системы», которая включает в себя ведомственный проект «Строительство, реконструкция и техническое перевооружение пунктов пропуска через государственную границу».
В России существует 380 пунктов пропуска, из которых работают 314, подсчитали в Минтрансе. Больше всего пропускных пунктов расположены на границе с Казахстаном (52; работают 50) и Китаем (28; работают 19). – Из работающих пунктов мы акцентировали внимание на развитии 84-х – на них приходится примерно 66% грузооборота между Россией и другими странами, – пояснил Виталий Савельев.
По данным Минтранса, сейчас общая пропускная способность 84 основных пунктов пропуска составляет 14 млн транспортных средств в год (около 226 млн т грузов ежегодно). Их реконструкция и техническое оснащение к 2027 году должны увеличить этот показатель почти в 2,6 раза, до 36 млн транспортных средств (1 млрд т в год). Выделенные на горизонте до 2025 года средства направят, во-первых, на установку нового оборудования на пунктах пропуска. В частности, речь идет о портальных досмотровых комплексах, уточнил Савельев. Недавно один такой запустили в опытную эксплуатацию на границе с Казахстаном в МАПП «Маштаково», второй – смонтировали на МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном. ИДК способен сканировать 100% транспортных средств и грузов в движении причем с двух ракурсов: сбоку и сверху. Полученное изображение передается искусственному интеллекту, осуществляющему анализ.
Нейросеть заточена на обнаружение оружия, взрывчатых и наркотических веществ и т.д. Портальный ИДК, по оценкам Минтранса РФ, сократит время досмотра грузового транспорта, с 40 до 8 минут. А широкие температурные границы (от -40 до +50 °С) обеспечат работу комплекса в разных климатических зонах России. Во-вторых, средства госпрограммы инвестируют в развитие системы электронных очередей. Впервые бесплатная электронная очередь для грузовиков будет введена 1 сентября в Забайкальске (граница с Китаем). В 2023 году электронная очередь появится также на пунктах пропуска Чернышевское (граница с Литвой) и Бугристое (с Казахстаном). – В перспективе к 1 марта 2024 года есть задача сделать электронную очередь через Госуслуги, пока же она будет на сайте Росгранстроя, – пояснил Савельев. В-третьих, госсредства госбюджета направят на строительство типовых зданий на территории пунктов пропуска. Первый такой объект будет построен в МАПП «Кани-Курган». За эталон взяты схожие объекты в Китае и Азербайджане. Кроме этих мер Минтранс автоматизировал вопросы контроля за состоянием пунктов пропуска. – Ежегодно только на их содержание – чистку от снега, уборку внутри и снаружи – мы тратим 3-4 млрд рублей, – отметил Савельев. Однако бывали случаи, когда подрядные организации получали деньги по контракту, но не в полном объеме выполняли свои обязательства. – Мы нашли компанию на «аутсорсе», которая за незначительное материальное стимулирование делает фото состояния пунктов пропуска и присылает нам в режиме онлайн. Контроль был значительно усилен, – резюмировал Савельев.