Стабильный рубль поможет промышленности успешно преодолеть кризис

Ситуация в российской промышленности действительно стабильна, несмотря на последние события в экономике, считает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

«Основная проблема для российской экономики заключается не в коронавирусе, а в динамике цен на нефть и падении курса рубля. Поэтому бедствия с коронавирусом оказывают на нас ограниченное влияние, а вот фактор нефти и фактор фондовых рынков повлияли на российскую экономику крайне негативно», - констатирует Грибов.

Обвал нефти привел к снижению стоимости рубля. Благодаря низкой цене на нефть у нас возникает дефицит бюджета, который придется закрывать – одной девальвации рубля здесь не хватит. Что касается самой российской валюты, то ее волатильность означает разгон инфляции, а это удар по реальным доходам и вместе с ними и по всей российской экономике.

«Если текущий уровень национальной валюты задержится хотя бы на месяц – я уж не говорю о большем, то это приведет к инфляции и к удорожанию товаров народного потребления, не говоря уже о других сегментах рынка, поэтому ничего хорошего складывающаяся ситуация нам не принесет. Это угроза очередного витка торможения российской экономики», - резюмирует Грибов.

На самом деле в современной ситуации не надо считать один только ущерб – его много, и он будет разделен между всеми странами мира, а так кризис и связанные с ними пертурбации дают России возможности для того, чтобы усилить свои позиции в глобальной экономике.

Достаточно вспомнить про то, что американцы преодолели 10 лет кризиса после Великой депрессии только благодаря Второй мировой войне, плану Маршалла и усилению участия США в европейской политике.

Фактически американский промышленный капитал в период как Первой мировой войны, так и Второй мировой войны воспользовался кризисом на глобальном рынке. Россия не обладает такими возможностями, как США, но почему бы нам не рассматривать все это как шанс.

«Что касается мировых рынков, то возможностей у нас преуспеть не так много, поскольку основной проблемой, с которой столкнулась мировая экономика, являются поставки запчастей и комплектующих. Это делают Китай и ряд других государств. На этом направлении Россия значительных позиций не имеет, из-за чего мы мало на что можем рассчитывать, но вот заполнить свой внутренний рынок нам реально», - заключает Грибов.

По мнению Павла Геннадьевича, у нас есть резервы по вытеснению импорта с российского рынка, которые необходимо использовать.

После событий 2015 года мы заменили европейских поставщиков на китайских, но, как мы видим, в рамках данного кризиса это не стало решением проблемы, поскольку зависимость осталась. Между тем у нас есть кадры и производственная база, чтобы все это делать самим.

Просто в Китае мы покупаем не уникальный хай-тек, а то, что Россия может произвести собственными силами.

Еще не надо забывать про то, что снижение курса рубля ведет не только к девальвации, но и к удешевлению рабочей силы. Это в случае правильной промышленной политики увеличит шансы импортозамещения. К тому же, промышленность – это товары с высокой добавленной стоимостью, поэтому было бы правильно снизить объемы импорта.

«Вопрос с рублем остается открытым – если национальная валюта вернется к отметке в 65-70 рублей за доллар, то нельзя будет говорить о девальвации. Это будет терпимый показатель и не девальвация в том смысле, в каком ее понимают экономисты», - констатирует Грибов.

Как отмечает эксперт, для рубля характерна высокая волатильность, поэтому если доллар вернется к отметке 65-70 рублей, то мы пройдем этот период с минимальными потерями, но это уже не проблема российской промышленности.

«Эффект девальвации нам вряд ли поможет из-за того, что мы производим мало потребительских товаров, чтобы резко нарастить спрос. Это один момент, а второй момент связан с закредитованностью населения и по этой причине с низким спросом», - заключает Грибов.

Грибов считает, что для промышленности в такой ситуации важным является стабильный рубль и именно этого нужно добиться российскому правительству.